Проект «С времён былинных и до наших дней, край Костромской, горжусь историей твоей» (Посвящается 65-летию Костромской области) Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного края, уважения к ее прошлому. По точным словам академика Д. С. Лихачева «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Костромского края с его особенностями, региональной спецификой и традициями. Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Костромская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных мыслителей, художников. Целью данного проекта являлось изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств. Дидактические цели проекта: 1. Формирование компетентности в сфере • самостоятельной познавательной деятельности; • целостного, образного и пространственного мышления. 2. Приобретение навыков • самостоятельной работы, • работы в команде, • работы с большими объёмами информации, • исследовательской работы 3. Умение увидеть проблему и наметить пути её решения Методические цели проекта: 1. Расширить представление учащихся о истории Костромского края; 2. Научить: • работать с разными видами исторических источников; • пользоваться программой MS Pawer Point для оформления результатов; • кратко излагать свои мысли устно и письменно. Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач: • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК • формировать навыки самообразования • формировать навыки работы в команде • развивать умение сформулировать задачу и найти пути её решения • формировать навыки самоконтроля Темы самостоятельных исследований учащихся по истории Костромского края: • Костромской князь Василий Ярославович • Битва на Святом озере (1272 год); • Костромичи в Куликовской битве • Наш край в период образования Русского централизованного государства • Костромской край в период смутного времени; • Подвиг Ивана Осиповича Сусанина; • Костромской край в XVII веке • Крестьянская война под предводительством Степана Разина и Костромской край. • Участие костромичей в войне 1812 года • Культура нашего края во второй половине XVIII века • Культура Костромского края в первой половине XIX века • Культура Костромского края во второй половине ХIХ века • Знаменитые костромичи • Кострома, которую мы потеряли. Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся. В перспективе – создание компьютерного учебника по истории родного края.
|