При Святославе и Владимире (вторая половина Х – начало ХI веков) основной связью мерянского населения с Киевом оставались даннические отношения. С конца Х века началась колонизация Костромского Заволжья новгородскими славянами и кривичами. Она велась в основном в восточном направлении, охватывая бассейн реки Унжи и верховья Волги. В ходе колонизации началось обрусение мерян. Под влиянием славян стали вводиться более совершенные формы хозяйственной жизни. Появилось пашенное земледелие. Среди населения росло имущественное неравенство и складывались классы. Всё это создавало почву для формирования феодальных отношений. Мерянские ратники участвовали в походах князя Святослава. Утверждению новых отношений в крае и усилению власти киевских князей должна была содействовать православная церковь. При Владимире Святославовиче христианство распространялось преимущественно по узкой по узкой полосе, примыкавшей к водному пути по Днепру из Великого Новгорода в Киев. К востоку от Днепра по Оке и верховьям Волги оно распространялось в это время очень слабо. Меряне оставались язычниками. Освоение нашего края киевскими князьями велось из соседнего Ростовского княжества, находившегося под управлением Ярослава Мудрого. В 60-70-х гг. XI века местное мерянское население все больше сливается со славянским. Усиливается и христианизация. Особенно активно распространял новую веру ростовский епископ Леонтий. Он поплатился жизнью за свои проповеди христианства. Сохранилось предание о том, что часть мерян-язычников, спасаясь от насильственного крещения, переселилась в Болгарское царство, на Волгу, к черемисам.